Аннотация
Данная статья касается одного из архитектурных памятников, включенного в усадебно-промышленный комплекс в городе Выксе, – т.н. конного двора (Красная пл., 32). При работе над ней были использованы документы, хранящиеся в различных архивах Нижнего Новгорода, Москвы и Санкт-Петербурга, материалы краеведческого характера, фотографии и фоторепродукции из фондов музея Выксунского металлургического завода, а также опубликованные литературные источники. Следует сразу же отметить почти полное отсутствие в них конкретных сведений об исследуемом объекте, в связи с чем на сегодня не удается дать однозначных ответов на существенные вопросы, связанные с его историей.
Датировка памятника
Центральная площадь Выксы, на которой находится объект, сформировалась в конце XVIII - начале XIX веков. Она зафиксирована на архивном чертеже из Российского государственного исторического архива в Санкт-Петербурге (РГИА). Чертеж этот носит заглавие «Специальный план Выксунскому чугунноплавиленному заводу, состоящий в Нижегородской губернии Ардатовском уезде, владение г.г. Шепелевых»
[1]. Генеральный план показывает, что помимо усадебного парка с восточной стороны площади на ее красную линию выходили следующие постройки, входившие в состав комплекса барской усадьбы: гостиница своей торцевой частью (на плане показана как каменная, по описанию 1868 года – полукаменная); две лавки и между ними «Дом музыкантов» (все строения деревянные). Позади них, во дворе за длинным корпусом гостиницы, располагались хозяйственные постройки, в том числе каменный конный двор и каретный сарай.
На месте исследуемого объекта показаны деревянные строения длиной около 70 саж. (1 саж. = 2,13 м). Назначение их на плане не указано. То есть, к моменту съемки «Специального плана» ныне существующее каменное здание не было выстроено.
К сожалению, вышеуказанный план из РГИА не датирован. Он находится в альбоме фиксационных чертежей «всех зданий Выксунского завода в Ардатовском уезде Нижегородской губернии и в Меленковском уезде Владимирской губернии, принадлежащих наследникам Шепелева» (как видно из надписи на обложке альбома). Известно, что Д. Д. Шепелев умер в 1841 году. Видимо, составление альбома заводских построек связано с вопросом о наследстве и датируется, соответственно, временем после 1841 года. Однако, собственно генплан, судя по вышеприведенному заглавию, помещенному непосредственно на чертеже, снят еще при жизни Д. Д. Шепелева в период между 1821 и 1841 годами, когда он владел Выксой.
Таким образом, данный документ позволяет говорит об ошибочности датировки исследуемого объекта (каменное здание и остатки каменной стены) 1768 годом, которая указана в официальных списках памятников истории и культуры Нижегородской области, находящихся на государственной охране. Он также ставит под сомнение его наименование («Конный двор Баташевых») в паспорте, составленном в 1977 году московским архитектором А. Косицыным.
Проработка многочисленных архивных документов, касающихся Выксы, не дала ответа на вопрос о дате постройки интересующегося нас здания. Исходя из того, что оно не упомянуто в книге П. Свиньина «Заводы, бывшие И. Р. Баташева» и не изображено на гравюре с видом усадьбы из этой книги, оно было выстроено после 1826 года (даты издания книги).
В определенной степени датирующим признаком может служить архитектурная стилистика памятника, а именно наличие элементов готики, в частности стрельчатых завершений ниш и оконных проемов сохранившегося основного двухэтажного объема здания. Как указывает Е. И. Кириченко, определенный (повторный) всплеск «готического стиля» в русской архитектуре, в том числе и усадебной, приходится на 1830 -е – 1850 -е годы
[2]. Вместе с тем, следует помнить, что «готические постройки» как в России в целом, так и в окрестностях Выксы возводились и ранее в – XVIII веке.
Натурными исследованиями объекта, его строительных материалов, проведенными в 1993 году архитектором В. А. Широковым, установлено, что он сложен из большемерного красного кирпича размером 28х13х7,5 см, а в двухэтажной части имеются обширные вставки их красного кирпича размером 25х12х8 см
[3]. По этим данным также трудно сказать, что-либо определенное о датировке памятника. В учебнике для высших учебных заведений «Реставрация памятников архитектуры» (М., 1988) говорится следующее: «Во второй половине XVIII в. преобладает еще относительно крупный кирпич – примерно 27х13х7 см. Кирпич 1810 - 1820-х годов в Москве и тяготеющих к ней районах имеет размеры 22-23х12,5х6,5 см, несколько позднее он удлиняется (25-26 см)»
[4]. Впрочем, эти размеры могут не совпадать с размерами кирпичей, производившимися в регионах, в частности в Выксе. (Типология строительных материалов для них не разработана).
Серединой XIX века датируется наиболее близкий аналог исследуемого объекта – конный двор с часовой башней усадьбы Осташево Волоколамского района Московской области, «интересный образец применения псевдоготических форм в архитектуре русской усадьбы»
[5]. К сожалению, составители каталога «Памятники архитектуры Московской области» (М., 1975), откуда почерпнуты сведения об аналоге, не называют ни точной даты строительства, ни автора.
Из вышеизложенного следует, что лишь дальнейшие историко-архивные и натурные изыскания возможно дадут ответ на вопрос о более точном времени возведения исследуемого объекта и авторе его проекта.
Назначение и облик памятника
Наиболее ранним иконографическим источником, который можно соотнести с исследуемым объектом, является картина, изображающая в романтическом стиле барскую усадьбу (вид со стороны Верхнего пруда). Ее фоторепродукция, переданная московским архитектором-реставратором О. К. Савельевой, находится в фондах музея Выксунского металлургического завода. К сожалению, местонахождение подлинника, его авторство и датировку нам установить пока не удалось. На картине на заднем плане видна башнеобразная постройка с шарообразным завершением и вертикально вытянутыми световыми проемами, возможно, каланча. По фотографии трудно определить каменная она или деревянная.
С этим изображением соотносится описание Выксы, приведенное в романе Е. А. Салиаса «Владимирские Мономахи»: «После ряда ... зданий, больших и малых, открывалось большое пустое пространство, где еженедельно бывал базар. В глубине налево виднелось темное здание в два этажа с высокой крутой башней или каланчой. Это была полиция, где жило тридцать человек стражников, имя которых было местное: «рунты» ... Здесь во дворе стояли бочки на дрогах, всегда полные воды, в конюшнях – до дюжины рунтовых лошадей, которые употреблялись только ими: или закладывались в бочки в случае пожара, или оседлывались для «рунтов», когда их «гоняли» с поручениями по заводам или в уездный город»
[6].
Другая версия о предназначении исследуемого объекта содержится в записках выксунского краеведа дьякона Христорождественской церкви Н. П. Соколова, написанных в советское время: «Были в Выксе школы живописи и скульптуры с учителями-иностранцами. Школа живописи помещалась в примыкающем к помещичьему дому флигеле, школа скульптуры – в каменном, выстроенном в готическом стиле здании в саду и выходящем фасадом на базарную площадь. По словам современников, здесь можно было увидеть лепную фигуру во весь рост И. Р. Баташева, разные орнаменты и т. д.»
[7].
На наш взгляд, вероятнее всего в вопросе назначения постройки прав Е.А. Салиас
[8]. Несмотря на то, что сюжет романа «Владимирские Мономахи» относится к концу XVIII - началу XIX веков, писался он на выксунском материале в 1890-е годы и впервые опубликован в 1899 году
[9].
Примерно в это же время, судя по фотографиям из Выксунского краеведческого музея, датируемым началом XX века, здание действительно занимала пожарная часть. На них видно, что неоштукатуренное двухэтажное кирпичное здание со стрельчатыми окнами, перекрытое четырехскатной крышей, выходящее главным фасадом на Базарную площадь. Башнеобразное завершение отсутствует. Можно предположить, что оно уже утрачено. Справа и слева к двухэтажной центральной части здания примыкали вытянутые вдоль площади одноэтажные кирпичные крылья, фасадная стена которых имела большие арочные проемы. Некоторые из них были заложены (полностью или частично), другие служили проездами и имели дверные полотна. Южное крыло соединялось с соседним зданием волостного правления, построенным, предположительно, в 1907 году (датируется по табличке на стене волостного правления). Назначение отдельных частей исследуемого памятника, его планировка, а также перестройки по архивным источникам не устанавливаются. Остается открытым и вопрос о первоначальном облике здания.
Следует отметить, что в градостроительном отношении пожарная часть входила в структуру Базарной (ныне Красной) площади со сложившимся в начале XX века своеобразным торгово-общественным центром Выксы (рынок с торговыми лавками и палатками, волостное правление).
Первоначально после революции (1920-е годы) исследуемый объект использовался по старому назначению. Здесь располагалось Центральное пожарное депо Приокского горного округа. В это время к фасадной стене северного крыла был пристроен деревянный гараж (ныне сгорел) со служебными помещениями. Южное крыло не сохранилось. Оно было уничтожено, видимо, в 1950-е годы при строительстве жилого дома. Фотография из фондов Выксунского краеведческого музея, сделанная тогда же, свидетельствует о том, что к этому времени световые проемы второго этажа главного фасада основного объема были частично заложены. В верхней части среднего проема при этом сохранились еще переплеты старинного заполнения. У центрального проезда появились деревянные ворота с калиткой. При этом несущая арка была частично срублена.
Постановлением совета Министров РСФСР от 30.08.1960 года № 1327 исследуемый объект взят на государственную охрану в качестве памятника архитектуры республиканского (федерального) значения в составе усадебно-промышленного комплекса. При этом оно было ошибочно интерпретировано как конный двор усадьбы Баташевых.
Принятие объекта на государственную охрану не повлекло за собой каких-либо реставрационных мероприятий. За исключением основного двухэтажного объема, занятого ныне Государственной инспекцией безопасности дорожного движения, остальные части памятника продолжали разрушаться.
В 1993 году научно-исследовательским предприятием «Этнос» по заказу Выксунской фирмы АО «Волгонефтехиммонтаж» был разработан проект реставрации «конного двора», оставшийся нереализованным.
Предложения по градостроительной реставрации объекта были вновь даны в 1998 году выпускницей архитектурного факультета Нижегородской государственной архитектурно-строительной академии Н.П. Свищевой в ее дипломном проекте, посвященном реконструкции Красной площади города Выксы. (Руководитель – И.С. Агафонова, научный консультант – А.И. Давыдов).
Непринятие мер привело к тому, что летом 2000 года западная стена северного крыла здания окончательно пришла в аварийное состояние и обрушилась. Это вновь остро поставило вопрос о судьбе памятника. Тогда Научно-исследовательским предприятием «Этнос» была предпринята очередная попытка направить дело восстановления объекта в русло научной реставрации. Однако и она не увенчалась успехом: подлинные остатки северного крыла были снесены, а вместо них возведено кирпичное строение, лишь отдаленно напоминающее историческую постройку. В нем разместился ресторан. Более того, к настоящему времени сохранившуюся центральную часть «конного двора» обшили сайдингом. В результате за «показным благолепием» оказалось потерянным то, что прежде всего составляет суть памятника – его подлинность… Всё это стало возможным из-за неспособности и даже нежелания органов охраны объектов культурного наследия соответствующим образом контролировать процессы, происходящие с памятниками, требовать от всех хозяйствующих субъектов, «не взирая на лица» (в данном случае таким лицом является одно из «силовых ведомств» - ГИБДД), соблюдать законодательно установленные режимы и регламенты. Остается только надеяться, что рано или поздно будет осуществлена научная реставрация памятника, и облик здания будет отражать его историческое происхождение.
Усадьба Баташевых в Выксе. Фоторепродукция картины неизвестного художника. Музей Выксунского металлургического завода
Вид пожарной части на Базарной площади Выксы. Фото начала ХХ века из фондов музея Выксунского металлургического завода.
Центральная часть «конного двора» до реконструкции. Фото А.И. Давыдова и С.А. Чадова. Апрель 1993 г.
Конный двор в усадьбе Осташево Волоколамского района Московской области (Фролов А.И. Усадьбы Подмосковья. – М., 2003. Илл. 30)
Северное крыло «конного двора» после реконструкции. Фото И.С. Агафоновой. Сентябрь 2008 г.
Центральная часть «конного двора» после реконструкции. Фото И.С. Агафоновой. Сентябрь 2008 г.
Общий вид «конного двора» после реконструкции. Фото И.С. Агафоновой. Сентябрь 2008 г.
А.И. Давыдов (НИП «Этнос»)
размещено 29.10.2008
[1] РГИА. Ф. 37. Оп. 63. Д. 168. Л. 2
[2] Кириченко Е. И. Русская архитектура 1830 - 1910-х годов. – М., 1978. С. 102 - 106.
[3] Здание конного двора в г. Выксе Нижегородской области. Научно-проектная документация. Т. 1. Предварительные работы. Н. Новгород, 1993. С. 1 (Архив НИП «Этнос»).
[4] Подъяпольский С. С. и др. Реставрация памятников архитектуры. – М., 1988. С. 210.
[5] Памятники архитектуры Московской области. Каталог в двух томах. – М., 1975. Т. 1. С. 30.
[6] Салиас Е. А. Владимирские Мономахи. – Н. Новгород, 1995. С. 28.
[7] Соколов Н. П. Записки. С. 112 (Рукопись хранится в фондах Выксунского краеведческого музея).
[8] Следует отметить, что в краеведческих изданиях советского времени, посвященных Выксе, а также официальных документах государственных органов охраны историко-культурного наследия с «рунтами» долго связывалось другое каменное здание, выполненное также в «готическом» стиле (ул. Ленина, 32). По уточненным данным это здание представительства компании «Зингер», построенное в начале ХХ века.
[9] Рогов М. Граф Е. А. Салиас и его роман «Владимирские Мономахи» //Выксунский рабочий, 1991, 12 янв. Вкладка. С. 2.